От яблок на снегу до белых роз. Как сложилась судьба культовых певцов 80-х

Восьмидесятые годы прошлого века оказались очень странным временем для музыкальной сцены Советского Союза. Вступала в то десятилетие страна с кучей вокально-инструментальных ансамблей, певцов и певиц всесоюзного уровня — а уже через несколько лет их место в сердцах слушателей заняли как новые рок-группы, так и новые исполнители. Впрочем, и звездам конца 1990-х оказалось непросто отстоять своё место на музыкальном Олимпе — надвигались девяностые, которые подарили новых кумиров. А судьба певцов перестроечного времени сложилась очень по-разному.
Михаил Муромов — «Яблоки на снегу»
Как и многие исполнители первого ряда, блиставшие в чартах 1980-х, Муромов начинал свою карьеру задолго до взлета популярности. В начале 1970-х он играл в ВИА «Славяне», потом ушел из музыки, фарцевал, работал в ресторанах. Лишь в 1980-м купил себе синтезатор и вспомнил молодость — начал сочинять музыку и песни. Правда, много позже он жаловался, что его не пускали на радио и ТВ — и обвинял в этом Аллу Пугачеву. Прорваться через барьеры ему удалось в 1986-м, когда он выпустил песню «Яблоки на снегу», которая стала всесоюзным хитом и визитной карточкой музыканта. Впрочем, через какое-то время он исчез из поля зрения поклонников, а вернулся хоть и с новым материалом, но слушатели больше ценили именно его песни конца 1980-х, которые он и исполняет на ретроконцертах.
Владимир Маркин — «Я готов целовать песок»
Маркин не был профессиональным музыкантом, а идея собственной группы со своим репертуаром пришла к нему во время участия в передаче «Веселые ребята» — одного из телехитов восьмидесятых. Выступал он не один, вместе с группой «Трудное детство», в которую вошли ведущие «Ребят» Андрей Кнышев и Сергей Шустицкий, а прогремел в 1987-м «дворовой» песней «Я готов целовать песок». Авторство этой композиции спорное; Маркин считается лишь аранжировщиком, а кто-то слышал похожие слова ещё в шестидесятые. Но факт остается фактом — песня «выстрелила» именно в восьмидесятые, сделав исполнителя известным. Он записал ещё несколько похожих композиций, среди которых «Сиреневый туман», «Самый симпатичный во дворе», «Белая черёмуха», но потом занялся и другими делами — был телеведущим, судил КВН, вел различные «Дискотеки 80-х», сам на них выступал, а одно время даже был депутатом одного из районов Москвы.
Юра Шатунов — «Белые розы»
Пожалуй, самой популярной группой конца 1980-х был «Ласковый май», его солист, юный певец и детдомовец Юра Шатунов, был кумиром миллионов — у него была огромная армия фанатов, которые ценят и любят этого исполнителя до сих пор. «Ласковый май» гремел недолго — группа распалась уже к началу 1990-х; Шатунов начинал сольную карьеру, уезжал в Германию, там женился, у него появились дети. Но он много лет подряд возвращался в Россию, чтобы выступить с ностальгическими концертами — и до последних дней своей жизни бился в судах с продюсером Андреем Разиным за право исполнять песни, которые когда-то для него написал Сергей Кузнецов. Умер Шатунов очень рано — в 48 лет, в июне 2022 года.
Сергей Минаев — «Братец Луи»
Минаев считается одним из первых советских диск-жокеев; на своем сайте он вообще пишет, что он был «номер 1». Западные хиты он переделывал ещё в начале восьмидесятых, а слава к нему пришла в 1986-м — стараниями создателей передачи «Веселые ребята» и студии «Рекорд». Ну а главными хитами оказались переработки песен немецкой группы Modern Talking — «Ты мой хлеб, моя соль» (в оригинале You`re My Heart, You`re My Soul) или «Братец Луи» (Brother Louie). Сейчас он по-прежнему иногда дает концерты, появляется на телевидении — например, участвовал с сыном в шоу «Две звезды. Отцы и дети».
Игорь Тальков — «Чистые пруды»
Пробиться на сцену этот исполнитель пытался с конца 1970-х, в 1980-е его песни исполняли Валерий Леонтьев, Эдуард Хиль, Михаил Боярский. Определенную известность он получил как солист новой группы «Электроклуб», но в 1987-м внезапно прославился с песней Давида Тухманова «Чистые пруды». После этого Тальков начал сольную карьеру, а свои концерты делил на две части — в одной пел лиричные композиции вроде «Прудов», а во второй — песни гражданской тематики. Пик его популярности пришелся на 1990-91 годы, когда он был, пожалуй, самым известным исполнителем. Но 6 октября 1991 года Тальков был убит во дворце спорта «Юбилейный», где должен был участвовать в сборном концерте; следствие шло более тридцати лет и завершилось лишь недавно — убийцей был признан концертный директор певца Валерий Шляфман, который ещё в 1992 году сбежал в Израиль.